Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

Цвет сайта:

Кернинг:

Изображения:

Обычная версия:

Технологический университет
имени дважды Героя Советского Союза,
летчика-космонавта А.А. Леонова

Маленькие учёные «ИнжеТеха»

  • Новости
06.08.2021

Создание ракет, макетов и конструкторов, первые научные исследования и первые защиты проектов... С появлением образовательного проекта «ИнжеТех» младшие школьники Королёва смогли попробовать себя в роли инженеров. Взращивание нового поколения учёных для «колыбели космонавтики» – одна из первостепенных задач образовательных учреждений.

Маленькие учёные «ИнжеТеха»  - «Технологический университет»

Создание ракет, макетов и конструкторов, первые научные исследования и первые защиты проектов... С появлением образовательного проекта «ИнжеТех» младшие школьники Королёва смогли попробовать себя в роли инженеров. Взращивание нового поколения учёных для «колыбели космонавтики» – одна из первостепенных задач образовательных учреждений.

На кончиках пальцев

Инновационный проект позволяет сформировать у ребят зачатки инженерных способностей. Помимо общеобразовательной программы, они изучают дополнительные модули – «Промышленный дизайн», «Лего-мастер» и «Ракетомоделирование». Как рассказала «Открытому уроку» куратор проекта «ИнжеТех» Ольга Войнова, занятия по этим дисциплинам проводят преподаватели Технологического университета.

- В структуре нашего вуза уже работает детский технопарк «Кванториум», а также центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации», где занимаются школьники более старшего возраста – говорит Ольга Анатольевна. А инженерно-технологическая школа создана специально для учеников с 1 по 4 класс. Сейчас в ней обучаются 60 детей.

Уроки проходят в гимназии № 9. В первой половине дня дети осваивают основные предметы, а вот после обеда у них начинаются дополнительные занятия, охватывающие как технические направления, так и музыкальное, эстетическое воспитание и другие предметы – их ведут педагоги гимназии.

Практико-ориентированные занятия нравятся ученикам. Обучение основам ракетомоделирования, промышленного дизайна, робототехники проходит, что называется, на «кончиках пальцев». Ребятам сначала дают теоретические знания, а затем они сразу закрепляют их на практике. Например, на уроках по ракетомоделированию юные конструкторы сами делают ракеты, а потом запускают их. Также они разрабатывают собственные исследовательские проекты.

Технологический университет активно формирует единое образовательное пространство региона, вовлекая в орбиту сотрудничества и социального партнерства образовательные учреждения Подмосковья. Школа «ИнжеТех» стала еще одним звеном реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» - говорит Татьяна Старцева, президент Технологического университета.

Дом на магнитах

В этом учебном году защита работ состоялась в апреле на базе IT-мастерских Колледжа космического машиностроения и технологий Технологического университета. Всё было по-взрослому: докладчики в строгих костюмах демонстрировали педагогам и одноклассникам свои проекты, объясняли их практическую значимость. Первоклассник Иван Асабин, например, представил проект «Я построю дом», рассказав, каким образом можно возвести здание на любой поверхности с помощью магнитных подушек.

–Это ноу-хау,– подчеркнул юный автор. –

Свой дом я представляю двухэтажным, с расписными этажами, он будет иметь магнитную подушку, которую можно будет включать и выключать с помощью электромагнитов, установленных на фундаменте. Здание не будет «скреплено» с землёй, поэтому его можно транспортировать в любое место.

Ваня продемонстрировал слушателям план дома: первый этаж – технический, там расположены разные коммуникации, а второй – жилой, он рассчитан на семью из трёх-четырёх человек. Очень предусмотрительно! Мальчик отметил, что этот проект он готовил вместе с папой. Они даже сами смастерили небольшие электромагниты. Будут дальше трудиться над своей задумкой.

Кончено, работа над проектами у детей проходила совместно с родителями, но в этом нет ничего плохого, считают организаторы мероприятия. Изначально концепция «ИнжеТеха» предполагала, чтобы мамы и папы активно участвовали в обучении.
По итогам защиты жюри, в состав которого вошли сотрудники университета и педагоги гимназии № 9, определило лучшие проекты и наградило победителей дипломами и ценными призами.

Притяжение космоса

Ученик 2 класса Иван Бояркин представил исследовательскую работу «Этот загадочный дом – Вселенная». Он рассказал о различных физических свойствах космической материи – «чёрной дыры» – на примере воздушного шарика. А Миша Стратонов очень увлекательно рассказал о научных достижениях и жизненном пути основоположника космонавтики Константина Циолковского.

Тематика исследований отличалась разнообразием – возникновение электричества, извержения вулканов, выращивание кристаллов, полёты животных в космос, ракеты, изготовленные на 3D-принтере. Доклады иллюстрировались фотографиями и чертежами, сопровождались зрелищными опытами. Педагогам сложно было выделить самые яркие проекты, все они были интересные. Каждому докладчику удалось приятно поразить жюри: кому-то – умением складно говорить, кому-то – красивой продуманной презентацией, а кому-то – оригинальной темой.
Для многих школьников это стало первым опытом публичного выступления. Дебютантам приходилось побороть своё волнение. Но некоторые на выступлении выглядели совсем как «маленькие учёные» – говорили уверенно, чётко, со знанием дела. Чувствовалась поддержка присутствующих на защите родителей.

– Мой сын Артём участвует в проекте уже два года, он всегда увлечённо рассказывает о занятиях, – поделилась мама Светлана Гуделёва. – Хорошо, что дети познают науку через творчество – они изготавливают и запускают ракеты, паяют ёлочные гирлянды, пишут программы с помощью визуального конструктора, создают свои первые игры. При этом ребята получают разностороннее образование, учатся играть на музыкальных инструментах, дополнительно изучают иностранный язык, занимаются каллиграфией, ставят спектакли.

Дополнительные программы по робототехнике и другим познавательным активностям органично дополняют освоение младшими школьниками основной образовательной программы. Ранее развитие интереса к техническому творчеству поможет осознанному выбору будущей профессии и формированию индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка - говорит Надежда Васина, проректор по международному сотрудничеству и дополнительному образованию Технологического университета.

«Расширение» следует...

Проекту «ИнжеТех» уже более двух лет. Интерес к нему проявляют многие подмосковные школы. Поэтому руководители инновационной программы сосредоточились на том, чтобы увеличить количество классов. А для этого необходимо привлечь к работе новых педагогов. Как оказалось, многие студенты Технологического университета хотят заниматься с детьми. Уже набрана группа из 18 человек, обучающихся на разных направлениях подготовки – «социология», «информационные технологии», «психология» и других.

– Хотелось бы видеть в «ИнжеТехе» мотивированных молодых людей, – говорит Ольга Войнова. – При этом мы считаем, что между учителем и учениками не должно быть большой возрастной дистанции, чтобы ребята чувствовали себя более свободно и смогли раскрыться.

Сначала с энтузиастами провели собеседование, затем организовали для них краткосрочное обучение. Будущие педагоги учились в интересной и доступной форме доносить знания до детей, разбирали различные методики. Затем они разрабатывали свой собственный урок и защищали его перед экспертной комиссией. С теми студентами, которые показалинаилучшие результаты, кураторы и преподаватели будут работать всё лето, чтобы уже к сентябрю они смогли стать частью команды проекта.




Назад